Обзор стартового набора MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742) в сравнении со стартовым набором PIKO ICE-3 (артикул 96941)

Доброго времени суток всем, кто сейчас это читает. Речь пойдёт о стартовом наборе MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742). Так получилось, что мне дали возможность испытать этот набор с условием, что я всё, что замечу хорошего или плохого, напишу здесь, на этих страницах. Когда я писал свой первый отзыв о стартовом наборе MEHANO Euro Special (T726), то меня не покидало ощущение, что я прикоснулся к какой-то детской сказке. Я разглядывал вагоны, локомотив, добыл информацию в Интернете о прототипе локомотива и вывалил её на всеобщее обозрение. Не знаю, получилось или нет, но тогда для меня всё было внове. Сейчас, когда эйфория от моего первого приобретения прошла, и написание статьи стало моим обязательством, я решил подойти к проблеме обзора совсем с других позиций. Я не являюсь профессиональным моделистом, специализирующимся на железнодорожной тематике, и очень многое могу упустить. Я буду рассматривать этот набор с позиций дедушки, который хочет построить внуку домашнюю модельную железную дорогу и не обойтись одним стартовым набором, а всеми возможными путями разнообразить игру. Но при этом дедушка весьма стеснён в средствах. Поэтому дотошный дедушка будет сравнивать стартовый набор MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742) со стартовым набором, имеющим такой же прототип, но изготавливаемый другой известной фирмой — PIKO.

Итак, начальные условия:

  1. Стартовый набор MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742)
  2. Стартовый набор PIKO ICE-3 (артикул 96941)

Те, кто в теме, а также изучал предложение этих двух фирм, упрекнут меня в том, что я пытаюсь сравнивать несравниваемые вещи. И всё потому, что набор MEHANO аналоговый, а стартовый набор PIKO ICE-3 (артикул 96941) — с цифровым управлением. Но я им возражу, и в качестве аргумента своей правоты приведу следующий — у PIKO есть точно такие же наборы, которые управляются аналоговым способом, например PIKO ICE-3 (артикул 57194). Забегая вперёд, скажу, что цифровой ICE-3 PIKO прекрасно поехал на аналоговом управлении, а аналоговый ICE-3 MEHANO в свою очередь поехал под управлением цифровой системы DIGI 1 из стартового комплекта PIKO.

Итак, распаковали 2 набора. Поставили на рельсы. Сравнивать будем не комплектацию и управление, а сходство и различие в конструкции поездов, окраске, сцепках и пр. Сразу захотелось запустить. И вот оно видео: http://www.youtube.com/watch?v=ayXv8OZkSfY

Посмотрели? Понравилось? А теперь давайте разбираться, какой из этихпоездов MEHANO, а какой PIKO.

На видео видно, что на старте у одного поезда загорелись огни, а у другого — нет. Тот поезд, где огни загораются — PIKO.

Кроме того, его можно отличить по наличию в кабине фигурки машиниста.

У этих двух поездов разное количество токоприёмников (некоторые в быту называют этот узел пантографом). В технической литературе на РЖД правильное название — токоприёмник.

PIKO ICE-3

MEHANO ICE-3

У PIKO ICE-3 один токоприёмник, а у MEHANO ICE-3 их целых два.

Сложно сказать, какой поезд из этих двух ближе к оригиналу. Ведь оригинальные ICE-3 ездят по Европе, а у нас в России ходят поезда «Сапсан» - адаптированные к нашим условиям ICE-3. У наших испытуемых моделей разная принадлежность к железным дорогам разных стран. Модель от MEHANO несёт эмблему DB – это германская дорога, а модель от PIKO (артикул 96941) - NS , то есть оригинал ездил в Нидерландах.

В России вот такие поезда эксплуатируются с 2009 года. Эти поезда построены для нашей страны в Германии фирмами Siemens AG и Siemens Mobility. Российская версия высокоскоростных поездов Siemens Velaro RUS является дальнейшим развитием модели ICE-3. Всего построено для России 16 таких поездов и у нас они носят название «Сапсан». Брендовое название эти поезда получили в честь самого быстрого живого существа на Земле — сокола сапсана. Эта птица способна развивать скорость свыше 322 км/час, или 90 м/с. Вот и у нас «Сапсаны» носятся почти бесшумно между Москвой и Санкт-Петербургом. Как отмечают очевидцы, на горизонте появляется белая точка и через несколько секунд мимо пролетает белая стрела. «Сапсаны» в России окрашены немного иначе, чем европейские ICE-3.

Так, в российской версии появились ярко-красные фрагменты в передней части поезда. Это не только украшение, это ещё и элемент пассивной безопасности для окружающих. У нас, в отличие от Европы, бывают настоящие зимы с настоящим снегом. На белом снегу белый поезд в критической ситуации можно и не разглядеть (см. фото). Кроме того, в цветовую гамму российского «Сапсана» был добавлен синий цвет. Вдоль всего состава идёт сине-красный молдинг. Низ поезда также окрашен в синий цвет. Это дань нашему бело-сине-красному флагу. Также появилась эмблема — летящая птица.

Электропоезд «Сапсан» ЭВС2-02 . Фото: Sergey Korovkin 84

«Сапсан» на участке Фроловская-Покровка. Автор фото - Vovchik, trainphoto.ru

Имиджевое фото «Сапсана»с официального сайта РЖД

Имиджевое фото «Сапсана»с официального сайта РЖД

"Сапсан" прибывает в Москву. Лето 2009 г. Автор - Небритый, train-photo.ru

Но мы отвлеклись от наших моделей - ICE-3 от MEHANO и ICE-3 от PIKO. Мы уже определили, что эти 2 поезда можно даже издали отличить по количеству токоприёмников. Вообще, в железнодорожном моделизме достаточно много условностей. Количество вагонов в поезде, например. У наших моделей по 4 вагона, а у оригинала бывает и десять, и более. В 2014 году в присутствии членов независимой комиссии была замерена длина сдвоенного поезда «Сапсан». 20 вагонов растянулись на 500 метров 78 сантиметров. Что и было записано в «Книге рекордов Гинесса». 20-и вагонный «Сапсан» стал самым длинным поездом в мире. А теперь представим, какова была бы длина модели такого поезда в масштабе 1:87. Она была бы равна 5 м 756 мм. Ну если у кого и есть такая квартира, где можно было бы играть в такие поезда, то остаётся им только позавидовать. Поэтому в моделях железных дорог очень часто количество вагонов сознательно уменьшается производителями. В случае с нашими испытуемыми, производители уменьшили количество вагонов до четырёх. Но выбрали для копирования разную комплектацию состава. Таким образом, у PIKO появился один вагон с токоприёмником, а у MEHANO – два.

На обеих моделях токоприёмники не функциональны. Они не предназначены для работы с модельной железнодорожной электрической контактной сетью. Но они вручную могут быть подняты или опущены. Если честно, то конструкция токоприёмников на моделях ICE-3 от MEHANO и ICE-3 от PIKO мне лично не понравилась. Слишком уж высок риск повреждения узла при неловком обращении. И если у модели MEHANO в случае поломки токоприёмника его можно подклеить, то поломка токоприёмника модели ICE- 3 PIKO у меня, например, вызовет серьёзную головную боль. Дело в том, что у него значительно больше деталей, и он намного сложнее устроен.

Токоприёмник ICE-3 MEHANO

Токоприёмник ICE-3 PIKO

Вот он, извечный компромисс. Надо, чтобы было как можно более похоже, но в то же время при обилии мелких деталей серьёзно страдает надёжность. В какую сторону качнутся весы — непонятно. Но для меня копийность менее важна потому, что ребёнок её наверняка не оценит.

Сцепки моделей PIKO и MEHANO

Теперь о том, как стыкуются вагоны обеих моделей электропоездов. У PIKO это происходит с помощью специального электрического разъёма, а у поезда MEHANO – с помощью самостыкующегося пластикового замка. Трудно сказать, где же всё-таки плюсы от применения подобных замков. На мой взгляд, их просто нет ни в той, ни в другой модели. Единственное, что я могу отметить, так это то, что вагоны электропоезда ICE-3 PIKO проще стыкуются друг с другом, но и так же легко расцепляются в дороге, если рельсы просто уложены на полу или на столе, а не прикреплены к подмакетнику. Дело в том, что соединение там на 90% держится на усилии соединения электрических разъёмов, и уж потом на усилии пластикового фиксатора. Если в пути следования ведомые вагоны встречают сколько-нибудь ощутимое сопротивление, а это происходит если рельсы неплотно состыкованы, поезд теряет либо один, либо два хвостовых вагона. У поезда MEHANO я такого эффекта не наблюдал, но и чтобы соединить вагоны у него надо хорошо потренироваться. Промежуточный вывод: если купили PIKO, то крепите рельсы гвоздиками или саморезами к подмакетнику. «Покатушки» на полу лучше проводить с набором MEHANO. У него, по крайней мере, есть фиксирующие клипсы, которые дополнительно соединяют рельсы между собой и не позволяют им расстыковываться при проходе по ним скоростного поезда.

Возвращаемся к теме. Почему же у поезда ICE-3 PIKO вместо сцепок применены электрические разъёмы? Всё дело в том, что у него изменена классическая модельная компоновка. Моторным вагоном является не первый, а второй вагон. Первый же вагон осуществляет токосъём с рельсов. А через электрический разъём между вагонами электропитание подаётся во второй, моторный вагон. Ну и далее, через третий вагон — в хвостовой вагон поезда. Таким образом подаётся питание на бортовые огни.

У поезда ICE-3 MEHANO всё сделано по классической модельной схеме. Первый вагон электропоезда, по сути, является локомотивом. Остальные вагоны — ведомые. Поэтому и не нужна сложная электросцепка. Но конструкторы стартового набора MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742) предприняли все меры для упрощения конструкции и, как следствие, для повышения её надёжности. Давайте разберём моторные вагоны ICE-3 PIKO и MEHANO.

Моторный вагон ICE-3 PIKO

В разобранном моторном вагоне ICE-3 PIKO мы видим элементы внутреннего декора и электросхемы локомотива.

Так как набор цифровой, в моторном вагоне поезда присутствует так называемый декодер. В аналоговой версии набора его нет, а в разъём на плате, к которому подключён декодер, включена заглушка.

Продолжим разборку.

Балласт составной, алюминиевый, литой с доработкой фрезерованием и внутри его полостей спрятан двигатель и карданные валы, передающие тяговое усилие на тележки.

На валу электродвигателя с двух сторон расположены латунные маховики.

Это плюс. А вот ведущими являются только две оси из четырёх. Это минус.

На ведущих колёсах резиновые бандажи для улучшения сцепляемости с рельсами. А вот на головном вагоне расположены токосъёмы.

Как мы видим, тележки унифицированные.

А вот и сцепное устройство с электроразъёмом.

В целом неплохо. А теперь посмотрим, что внутри у моторного вагона ICE-3 MEHANO

Здесь тоже литой балласт, но не составной. Под балластом двигатель.

Как мы видим, конструкция намного проще, чем у предыдущего испытуемого, что в свою очередь во много раз повышает её ремонтопригодность. Жаль только, что конструкторы MEHANO пожалели латуни и не оснастили двигатель маховиками. Тележки закрытые, токосъём осуществляется со всех четырёх колёс вагона. Если сфотографировать тележки головных вагонов ICE-3 MEHANO и ICE-3 PIKO рядом, сразу становятся видны различия.

У обоих поездов хорошая ходовая часть, плавный и очень быстрый ход. Оба поезда запросто, без сходов с рельс, проходят минимальные «трамвайные» радиусы. От мельчайших копийных деталей во внешней отделке у поезда PIKO просто приходишь в восторг. У MEHANO с этим попроще. Плохо, что нет световых эффектов. Но лично моё мнение таково: отсутствие световых эффектов у поезда ICE-3 MEHANO с лихвой компенсируется простотой конструкции и, как следствие, меньшей ценой и лучшей ремонтопригодностью. Если сравнивать цены на новые аналоговые стартовые наборы ICE-3 от PIKO и MEHANO, вычесть из цены стоимость рельсовых путей, входящих в наборы, то окажется, что цена самого электропоезда ICE- 3 MEHANO в 2 (ДВА!) раза меньше цены электропоезда ICE-3 от PIKO. Теперь я точно знаю, что стартовый набор MEHANO InterCityExpress (ICE-3) (T742) скоро может появиться в нашем доме.

Дмитрий Малевич, Москва.